Литературное чтение


План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе
   Тема: Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
   Цель и задачи:
*    предполагается продолжить работу над  рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»;
*     идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
*    на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
*    способствовать развитию умения правильно, красиво и логично излагать свои мысли.
    Вид урока: урок- исследование
    Тип урока: закрепление
    Оборудование урока: выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей, раздаточный материал.

Ход урока
1.     Организационный  момент
Повернулись, оглянулись и друг другу улыбнулись.
Поработаем мы дружно, много нам освоить нужно.

2.     Целеполагание

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работать над текстом Юрия Яковлева «Рыцарь Вася».
- Но, прежде, чем начать урок давайте составим план урока.
- Чем мы будем заниматься на уроке? (на доску вывешиваются карточки)
1. Читать текст
2. Анализировать его
3. Отвечать на вопросы
4. Работать в группе
5. Проводить исследование
- Работать мы будем в группах.
- На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Рыцарь». Давайте вспомним кто же такой рыцарь?   
 Словарь С.И.Ожегова 
    Рыцарь
1) тяжеловооружённый конный воин,  принимавший участие в турнирах;                          
2) самоотверженный, благородный    человек.
   Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.


 3. Работа над текстом
- Остановимся на последних строчках «В его груди бьется благородное сердце рыцаря».
Сегодня на уроке мы определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос. Исследование состоит из нескольких заданий.
- Итак, 1 задание «Описание Васи»  
Работать вы будете в группах.   У вас на столах лежат листочки с заданиями. У каждой группы оно свое. На выполнение  дается 5 минут. Послушайте внимательно задание и по- моему сигналу приступите к его выполнению. Вам необходимо выбрать слова согласно заданию и приклеить на ватман.

А. Работа в группах
1 группа  
v Найдите подходящие слова, описывающие Васю в реальности и в мечтах и приклеите
v Найдите слова отношения Васи к самому себе

2 группа
·        Найдите слова, описывающие отношение окружающих к Васе: мамы, приятелей,  учителей, ребят.
·        Найдите слова, описывающие  отношение автора к герою.

1 группа
В реальности
В мечтах
медлительный
неповоротливый
ходит вразвалку
сонный вид
толстый
закованный в блестящие стальные доспехи
 в шлеме с опущенным забралом
на белом коне
защитник слабых и обиженных
Отношение Васи к самому себе
- Ненавидит себя за неподходящую для рыцаря внешность.
- Не считает себя героем, тем более рыцарем.
Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило.
- Можно ли к себе так относится?                  ( Нет, себя надо любить).

2 группа  Отношение окружающих к Васе
Мама               «слон в фарфоровой лавке»
Приятель        толстяк
Учителя          лопалось терпение, и она отправляла его на место
Ребята             начинали хихикать на уроках физической культуры
А в свой адрес слышал:
«Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
«Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
«Ребята смеялись…»
«… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»
«Зал засмеялся…»
- Справедливо такое отношение?
- Ребята были несправедливы к нему. Ну и что, что толстый, неуклюжий. Ведь он растет, внешность постоянно меняется, формируется. Вы все растете и все разные.
- А что делает главный герой в ответ на обидные слова?

Отношение автора к герою
«В груди билось благородное сердце рыцаря»
         - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор?
         - О чем мечтал мальчик?
*    Распредели карточки по группам. Кому подходят эти качества:
Рыцарь
благородство, решительность, мужество,
смелость,
сила,
бесстрашие


Тюфяк
Неловкость,
медлительность, неповоротливость, мечтательность,
вялость,
неуклюжесть.

 








Физкультминутка
Приступим ко 2 заданию Поступок Васи.
- Мы разобрали  образ Васи.  Появляется  ли перед нами портрет рыцаря? (нет) Почему?
- Конечно, внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
- Работу над этой частью рассказа я хочу начать с пословицы.  Ребята, прочтите пословицу и дополните ее глаголами.
ü Если ты сделал добро – МОЛЧИ.
ü Если тебе сделали добро – РАССКАЖИ.
- Как вы думаете, к какому герою из нашего рассказа можно отнести эту пословицу? Почему?
- Чтобы разобраться, почему Вася промолчал на линейке, предлагаю поработать в группах.
   Задания группам:   
- Вам необходимо записать глаголы – действия Васи/Димки, которые помогают
понять причины их поступков, на листочках.
- Давайте вспомним что такое глагол?
1 группа –поведение Васи на реке.
2 группа – поведение Димки на реке.
1 и 2 группа- общее в поведении Васи и  Димы
  Задание: Кто же Вася: рыцарь или тюфяк?  Индивидуальная работа
- Мы проанализировали поступок Васи. Сейчас я предлагаю вам выбрать свою позицию – Кто же Вася? Рыцарь или Тюфяк?Для этого необходимо заполнить дискуссионную карту. Если вы согласны заполняют левую колонку, нет  правую.

Да, потому что…
Проблемный вопрос
Нет, потому что…

Является ли Вася Рыбаков в действительности рыцарем?


- Поднимите руки, кто считает, что Вася Рыбаков является рыцарем?
- Чем заканчивается рассказ?
- Согласны ли вы с концовкой?
- Как можно помочь Васе восстановить справедливость? (Всю правду может рассказать первоклассник, которого спас Вася)
- Ответим на главный вопрос исследования, что же рыцарское прячется в Васе? (он был благородным)
- А теперь открою секрет. Произведение было написано в 1967 году, 48 лет назад. Состарилось ли оно?  (Нет, потому что в жизни постоянно встречаются подобные ситуации).
4. Домашнее задание
Написать ответ на вопрос: «Прав ли Вася, что не рассказал о том, что он спас мальчика? Как бы вы поступили на его месте?»



Л.И. Давыдычева. «Лелишна из третьего подъезда, или повесть о доброй девочке» Тема. Виктор Мокроусов.
Цели :
    1. Развивать интерес к повести. Способствовать формированию вдумчивого  читателя, развивать умение понимать идею произведения, анализируя  характер персонажей повести. Создавать условия для реализации  творческих способностей.
    2. Совершенствовать навык чтения, развивать логическое  мышление, долговременную память, умение анализировать, классифицировать, способствовать активизации словаря учащихся,  развивать речь.
    3. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности, умению  владеть приемами культуры общения в процессе беседы.
и объясните их значение.
1. Железный, ядовитый, взгляд, человек. ( Железный человек, ядовитый
взгляд.)
2. Золотые, острые, слова, руки. (Золотые руки, острые слова.)
3. Низкий, черствый, человек, поступок. (Низкий поступок, черствый
человек.)
Учитель. Какой характер у героя повести?
7. Повторное чтение (фронтальное чтение).
8. Анализ.
Учитель. Какой характер у героя повести? Может ли смелость родиться
вместе с человеком? Каким на ваш взгляд может быть внешний вид смелого
человека? Что помогло Виктору стать смелым? Легко ли обрести смелость?
Составьте пословицы про смелость, используя слова текста. (Смелость на
дороге не валяется. Взаймы смелость не выпросишь. Смелость на ножичек
не променяешь.) Можно ли эти пословицы отнести ко всем персонажам
повести? Какие еще положительные черты характера появляются, когда
человек становится смелым? Как автор относится к герою?
9. Выборочное чтение по ролям.
Учитель. Сколько диалогов в главе повести? (1.Разговор отца с сыном. 2.
Диалог милиционера и Виктора.)
Отработка выразительного чтения по ролям.  
10. Итог  урока.
Учитель. Почему автор знакомит нас с двумя героями повести, а главу
называет именем только одного героя? Есть ли что-то общее в чертах
характера этих героев?
Дополните список персонажей представления.
11. Домашнее задание.
Рассказать как происходили встречи Виктора и Головешки.
и объясните их значение.
1. Железный, ядовитый, взгляд, человек. ( Железный человек, ядовитый
взгляд.)
2. Золотые, острые, слова, руки. (Золотые руки, острые слова.)
3. Низкий, черствый, человек, поступок. (Низкий поступок, черствый
человек.)
Учитель. Какой характер у героя повести?
7. Повторное чтение (фронтальное чтение).
8. Анализ.
Учитель. Какой характер у героя повести? Может ли смелость родиться
вместе с человеком? Каким на ваш взгляд может быть внешний вид смелого
человека? Что помогло Виктору стать смелым? Легко ли обрести смелость?
Составьте пословицы про смелость, используя слова текста. (Смелость на
дороге не валяется. Взаймы смелость не выпросишь. Смелость на ножичек
не променяешь.) Можно ли эти пословицы отнести ко всем персонажам
повести? Какие еще положительные черты характера появляются, когда
человек становится смелым? Как автор относится к герою?
9. Выборочное чтение по ролям.
Учитель. Сколько диалогов в главе повести? (1.Разговор отца с сыном. 2.
Диалог милиционера и Виктора.)
Отработка выразительного чтения по ролям.  
10. Итог  урока.
Учитель. Почему автор знакомит нас с двумя героями повести, а главу
называет именем только одного героя? Есть ли что-то общее в чертах
характера этих героев?
Дополните список персонажей представления.
11. Домашнее задание.
Рассказать как происходили встречи Виктора и Головешки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
До урока работы вывешены на доске. Как вы считаете, какой из портретов,  представленных на выставке, наиболее удачный ? Почему ?
Какой словесный портрет вы составили? ( Заслушиваются 1-2 рассказа)
3. Подготовка к первичному восприятию.
Учитель. Сегодня мы познакомимся еще с одной главой повести. Прочитайте ее название. О чем вам говорит имя и фамилия этого персонажа повести?
Объясните значение слов, записанных на доске:
бухгалтер (специалист, осуществляющий хозяйственный учет денежных средств)
оправдать (признать невиновным)
4. Первичное восприятие (чтение учителем главы или самостоятельное чтение главы).
5. Проверка первичного восприятия.
Учитель. Что означает имя героя? Почему папа хотел сменить имя сыну? Смог ли Виктор ”победить” свою трусость?
6. Физкультминутка.
 Для каждой группы предъявлены слова. Задание: составьте словосочетания и объясните их значение.
1. Железный, ядовитый, взгляд, человек. ( Железный человек, ядовитый взгляд.)
2. Золотые, острые, слова, руки. (Золотые руки, острые слова.)
3. Низкий, черствый, человек, поступок. (Низкий поступок, черствый человек.)
Учитель. Какой характер у героя повести?
7. Повторное чтение (фронтальное чтение).
8. Анализ.
Учитель. Какой характер у героя повести? Может ли смелость родиться вместе с человеком? Каким на ваш взгляд может быть внешний вид смелого человека? Что помогло Виктору стать смелым? Легко ли обрести смелость? Составьте пословицы про смелость, используя слова текста. (Смелость на дороге не валяется. Взаймы смелость не выпросишь. Смелость на ножичек не променяешь.) Можно ли эти пословицы отнести ко всем персонажам повести? Какие еще положительные черты характера появляются, когда человек становится смелым? Как автор относится к герою?
9. Выборочное чтение по ролям.
Учитель. Сколько диалогов в главе повести? (1.Разговор отца с сыном. 2. Диалог милиционера и Виктора.)
Отработка выразительного чтения по ролям.
10. Итог  урока.
Учитель. Почему автор знакомит нас с двумя героями повести, а главу называет именем только одного героя? Есть ли что-то общее в чертах характера этих героев?
Дополните список персонажей представления.
11. Домашнее задание.
Рассказать как происходили встречи Виктора и Головешки.



Тема: Б. Заходер «Сморчки"
Цели:
 - познакомить учащихся со стихотворением  Б. Заходера  «Сморчки»; познакомить с фактами из биографии Б. Заходера;
- развивать устную речь; четкое и быстрое чтение; формировать умения анализировать художественное произведение, делать выводы и составлять план.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Методическое обеспечение: учебное пособие «Литературное чтение» (Ч.2, с.48-51), портрет писателя, мультимедийная презентация, изображение сморчков.
План урока
l. Организация начала урока
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка- земля,
Здравствуйте, мои друзья.
Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наш урок.
2. Сообщение темы, постановка целей
Чего только мы не знаем о такой доброй поре года, как весна. И каждый поэт смог увидеть в весне что-то своё, особенное. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Б. Заходера  и узнаем, что можно найти весной в лесу.
3. Проверка домашнего задания (индивидуальная, фронтальная)
С какими произведениями вы познакомились на прошлом уроке? И кто их автор?(Фёдор Тютчев «Зима недаром злится», Василий Жуковский «Жаворонок», Владимир Степанов «Чудеса»)
Что общего в этих стихотворениях?
Кто хочет выйти к доске и рассказать любое из этих стихотворений?
(без подсказок, знает наизусть, выразительно читает)

4. Изучение нового материала
а) Подготовка к восприятию произведения
Детский писатель Борис Заходер родился в Молдавии 9 сентября 1918 года. Свои детские годы он провел в Москве, где получил домашнее музыкальное образование. С 11 лет начал писать стихи.
Этот человек, ставший великим детским писателем, был еще и талантливым переводчиком. Достаточно вспомнить, что о приключениях забавного мишки Винни-Пуха, созданного англичанином Аланом Милном, русские читатели знают благодаря именно Борису Заходеру.
У Бориса Заходера множество произведений совсем – совсем разных, непохожих одно на другое. Он написал интересное стихотворение о весенних грибах. Эти грибы – сморчки (показ изображеня)
Сморчок – весенний условно съедобный гриб, твёрдо стоящий на одной короткой ножке. Шляпа у сморчка – совершенно особенная: удлинённая и сморщенная. В лесах, парках, садах, местах после пожарищ в весеннюю пору находят эти странные сморчковые культуры. Вот она какая, Весна! Кто-то в этот период запускает кораблики, а кто-то собирает грибы!.
б) Первичное восприятие
- Откройте страницу 48, послушайте стихотворение  и подготовьтесь ответить, понравилось ли вам оно. ( Чтение стихотворения).
в) Эмоционально-оценочная беседа
Встретились ли неизвестные слова?
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- Кто является главными  героями  произведения?
- Каким вам представился дед? Расскажите, какой он.
г) Повторное чтение текста учащимися
- Прочитаем  это стихотворение ещё раз начнем с____, затем я остановлю, и продолжит читать следующий, следите внимательно.
д) Анализ произведения
- чему удивлялся сосед? (тому, что дед с внуками собрались в апреле в лес за грибами )
Как вы понимаете примету деда: «Где сошлись зима и лето – там и водятся сморчки»? (Они являются первыми весенними грибами. Они начинают активно размножаться при определенных температурах. Дневная температура должна варьироваться от +15 до 27 градусов по Цельсию, а в ночное время не опускаться ниже 5 градусов. Если слишком прохладно или наоборот, слишком жарко – это не подходящий период для их сбора.)
- Почему семья не хотела уходить из леса без грибов? (они хотели доказать, что весной тоже растут грибы)
- какая черта характера позволила семье продолжить поиски? (упорство и настойчивость)
- Какая основная мысль стихотворения? Связана ли она с предложенными на экране цитатами? Объясните смысл цитат.
е) Обобщающая беседа
- Чему учит стихотворение, какой можно сделать вывод? Какие качества  характера необходимо в себе развивать? (Не нужно сдаваться и опускать руки, необходимо стараться. Необходимо развивать в себе качества упорства и настойчивости.)
- А вам приходилось собирать весенние грибы? Расскажите об этом.
- Какие грибы можно собирать? Какие нельзя собирать грибы? Посмотрите короткий видеоролик на эту тему.
- Почему вы бы посоветовали прочитать это произведение своим знакомым?
Благодаря данному стихотворению вы узнали о том, что не только осенью можно собрать грибы, но и весной. И не нужно сдаваться, ведь вы можете быть в шаге от успеха.
5. Закрепление изученного материала ( выразительное чтение фрагментов)
- Найдите отрывок, где сосед удивился тому, что дед собрался  идти в лес весной. Прочитайте вопросительные предложения соседа с удивлением.
- как поэт описывает осеннюю природу? Найдите фрагмент в тексте.
- найдите в тексте момент, где герой нашёл свой первый гриб
5.1 Обобщающая беседа
- С каким автором мы сегодня познакомились?
- С каким произведением  мы познакомились на уроке?
- Почему автор так назвал произведение?
- Как вы относитесь к деду?
6. Подведение итогов
Что нового узнал?
Чему научился?
Что вас удивило?
6.1 Рефлексия
– Если вам было интересно узнать об этом произведении, оно было понятным для вас и  интересным, поднимите зеленую карточку. Если вам была понятно лишь частично поднимите желтую картночку, Если вам совсем не было плнятна данная тема..
7. Домашнее задание
- Дома вам нужно научиться выразительно читать Это стихотворение.

С48-51 выразительно читать.

 ТЕМА: Ф.Тютчев «Зима недаром злится…», В.Жуковский «Жаворонок»,
В.Степанов «Чудеса»
ЦЕЛЬ: Познакомить с новым подразделом учебного пособия.
Учить рассматривать репродукцию картины: описывать словами увиденное и своё эмоциональное состояние.
Развивать умение чувствовать настроение поэтического произведения.
Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за ним картины, чувствовать живописность и зримость образов пейзажной лирики.
Расширять лексический словарь учащихся.
Развивать навык выразительного чтения.
Воспитывать эстетический вкус
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, рисунки подснежников
Организационный момент
Я держу в ладошках солнце, я дарю его друзьям! Улыбнитесь это просто лучик Солнца! Это ВАМ!
Проверка домашнего задания
1. Задания на карточках
2. Пересказ
1 ученик. Рассказать, как муравьи готовились к зиме?
2 ученик. Рассказать о путешествии Солнечного Лучика
3. Тест
Изучение нового материала
1. Вступительная беседа
Читаю стихи:
-О какой поре года говорится в стихах М.Тахистова?
Проталинки, проталинки – Веснушки на снегу! На них подснежник маленький Проклюнется: ку-ку! И в роще, за околицей, Откликнутся грачи, Земля водой умоется, И зашумят ручьи! Зима всё упирается И ловит тишину, А тропка обрывается, Споткнувшись о весну! Всё началось с проталинок, И каждый солнцу рад. Ботинки вместо валенок Подковами стучат! (М. Тахистова)
(дети отвечают на установочный вопрос)
-О каких признаках весны говорится в стихах?
-Может вы уже догадались, о какой поре года мы будем говорить на уроке?
2. Сообщение темы и целей урока
-Мы сегодня открываем страницу нашей поэтической тетради «По опушке шла весна, вёдра с дождиком несла…»
2. Работа по репродукции В.Бакшеева «Голубая весна»
(дети отвечают на вопросы к репродукции ст.44)
3. Прогнозирование по названию стихов их тему
-У нас тоже появились первые весенние цветы. (на доске прикреплены рисунки подснежников) Это подснежники. Но они необычные, на их лепестках написаны произведения, которые мы будем изучать. А вот что общего у этих стихов, вы скажите в конце урока.
-Давайте прочитаем название на первом цветке и подумаем, о чем будет говориться в этом стихотворении?
4.Работа по стихотворению Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»
 Биография. Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873 гг.). Поэт.
Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Отец Тютчева, Иван Николаевич, был помещиком среднего достатка. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. С четырёх лет Тютчева воспитывает его дядя Н. Хлопов, бывший крепостной. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное отделение, где изучает литературу, историю, искусства, археологию.
 Словарная работа
Трезвон
Хлопочет
Пуще шумит
Подняли трезвон
 Знакомство с текстом стихотворения (чтение стихотворения учителем).
Установочный вопрос: О чём говорится в стихотворении Ф.Тютчева?
(о борьбе весны с зимой)
 Самостоятельное чтение
Чтение и анализ стихотворения
-Почему злилась Зима? Как называет её поэт?
- Как называет поэт Весну?
-Почему Весна и Зима написана с большой буквы?
-Ребята, поэт показал два образа- два настроения. И автор наделил их живыми образами и применил приём контраста.
Контраст – это резкая противоположность.
На доске – таблички: «Зима», «Весна».
– Найдите в тексте слова характеризующие зиму.
– Какое слово написано в контрасте у поэта? На доске появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась. Весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мал.
Физкультурная минутка.
-Давайте немного отдохнем.
Дети выполняют упражнения и проговаривают хором:
Рукавом махнем мы раз
– И зима летит тот час! Рукавом махнем мы два
– На дворе, глядишь, весна! Третий раз скорей махнем
 – Лето, как тебя мы ждем! Мы махнем в четвертый раз
– Осень радует уж нас!
Работа над выразительным чтением стихотворения
Чтение всего стихотворения «цепочкой», а затем отдельными учениками.
- Какими вы представляете Зиму и Весну?
- Давайте нарисуем словами их. (Зима – злая ведьма, некрасивая, старая, в белом платье. Вокруг неё снег, метель. Весна – красивая девушка, румяная, весёлая, в зелёном платье, за ней птицы летят.)
5.Работа по стихотворению В. Жуковского «Жаворонок»
-Читаем поэта и название на втором цветке.
- Наверное, не трудно догадаться, о чем это стихотворение талантливого поэта Василия Жуковского.
Жаворонка называют вестником весны. Ведь эта птичка одна из первых прилетает к нам весной. Это слово имеет несколько значений.
1. Певчая птичка отряда воробьиных. 2. перен. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером. 3. Сдобная булочка в виде птички.
Биография
Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)
Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни - именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером - без бури и ненастья. Сила его изобразительности - в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепета, отблески угасающего вечера.
Стихотворение «Жаворонок», написано в 1851.
Словарная работа.
Зардел - вспыхнул румянцем, покраснел.
Долина – ровное пространство.
Лазурь – оттенок голубого цвета.
Голосисто – сильный звучный голос.
Первичное чтение
Вопрос перед прослушиванием стихотворения. Какую картину вы представляете при чтении стихотворения?
 Проверка первичного восприятия.
- Вам понравилось стихотворение?
-Что особенно понравилось?
-Поделитесь своими мыслями, чувствами.
-Какие чувства испытали, слушая произведение?
-Какое настроение вызывает данная картина у автора? А у вас?
Самостоятельное чтение стихотворения.
Прочитайте сами еще раз стихотворение, чтобы прочувствовать его до конца.
 Анализ стихотворения.
Переходим к построчному анализу стихотворения.
«На солнце темный лес зардел»
можно понять, что речь пойдет о природе. Рисуется картина, солнце встает и освящает своими лучами все вокруг, даже, темный лес играет красками.
«В долине пар белеет тонкий»
мы представляем, как от долины исходит пар, солнце прогрело землю. Эпитет «тонкий» рисует чуть видимый белеющий пар.
«И песню раннюю запел. / В лазури жаворонок звонкий»
Следует обратить внимание на словосочетание «песню раннюю» которая говорит что первый вестник утра жаворонок. Эпитет «звонкий» передает звучание песни жаворонка.
«Он голосисто с вышины./ Поет, на солнышке сверкая»
поэт показывает жаворонка во всей красе. Он поет «голосисто». Это наречие, которое, обозначает, что жаворонок обладает сильным, звучным голосом.
«Поет на солнышке сверкая» Оперенье жаворонка «сверкает на солнышке» ярко блестит, переливается светом на солнце.
«Весна пришла к нам молодая / Я здесь пою приход весны» Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?
- Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?  Выразительное чтение стихотворения.
- Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.
6.Работа по стихотворению В. Степанова «Чудеса»
-Третий цветок нам откроет тайну стихотворения В.Степанова «Чудеса».
О каких весенних чудесах может говорится в этом стихотворении.
Биография
Владимир Александрович Степанов - детский поэт. Родился 25 сентября 1949 г. в подмосковном поселке Клязьма. Отец был известным цветоводом, поэтому будущий поэт с детства жил среди цветов, яблонь, сиреневых дождей и поющих скворечен. Отец Владимира Александровича, был всесторонне развитым человеком, на семейных торжествах читал стихи и пел песни собственного сочинения. Здесь Владимир закончил он среднюю школу, и здесь написаны первые стихи и книги. По образованию - педагог. Наверное, поэтому многие его книги - это книги-уроки, книги-игры, книги-азбуки, книги-картины. Это путешествия в ромашковые сны детей, птиц, животных .
Словарная работа
Опушка
Коромысло
Первичное чтение
Вопрос перед прослушиванием. О каких чудесах говорится в стихотворении В.Степанова.
Проверка первичного восприятия
- Понравилось ли вам стихотворение?
-Что вас больше всего удивило?
-Можно ли сказать, что стихотворение похоже на «маленькую сказку»?
Почему?
 Повторное чтение и анализ
-С чем шла весна по опушке?
-Что с ней случилось?
-Как ведут себя цапли?
-Как повели себя муравьи?
-Куда убежало коромысло, на котором Весна несла вёдра?
-Какие картинки вы нарисовали б к стихотворению?
-Подходит ли название к произведению?
-Какое название придумали б вы?
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
-С каким настроением важно прочитать стихотворение?
-В каких строчках передаём радость?
-В каких разочарование?
-В каких строках показать удивление?
-Обратите внимание какие предложения по интонации?
 Выразительное чтение стихотворения.
Подведение итогов. Оценивание
- Мы познакомились со стихами разных поэтов. В начале урока я сказала, что в конце вы должны ответить, что в них общего?
-Как вы думаете чему нас учат эти стихи?
Домашняе задание:выучить наизусть три столбика стихотворения Ф.Тютчева
Рефлексия
-Если вам понравился урок, прикрепите свой цветок подснежника на доску.


Урок внеклассного чтения в 4 классе
Знаменитые зарубежные сказочники
Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Х. К. Андерсена; познакомить со сказкой «Пятеро из одного стручка»; формировать читательские умения и литературоведческие понятия; развивать речь учащихся, словарный запас, познавательную активность на уроке; воспитывать интерес к чтению, сочувствие и сострадание к людям.
Оборудование: тексты для групп на карточках, выставка книг, предметы из сказок.

Ход урока
1. Организационный момент.
— Давайте поприветствуем сегодняшний урок. Начнём с меня. Здравствуй, урок. Я хочу, чтобы урок был успешным. А вы?
2. Речевая разминка.
3. Актуализация знаний. Знакомство с темой и постановка целей урока.
— Тема нашего урока внеклассного чтения «Знаменитые зарубежные сказочники». Давайте вспомним, каких знаменитых зарубежных сказочников вы знаете. Но мы посвятим наш урок жизни и творчеству одного великого датского писателя Х. К. Андерсена. Ещё раз перелистаем страницы его книг и окунёмся в волшебный мир сказок, мир добра и зла, любви и ненависти, благородства и предательства.
— Что называется сказкой?
— Чем отличаются сказки от других произведений?
— На какие две группы можно разделить сказки? С какими мы будем работать сегодня?
— Какие виды сказок вы знаете?
4. Слово об авторе
Послушайте одну очень поучительную историю. Однажды один школьный учитель сказал ученику: «Вы глупый юноша, и из вас не выйдет ничего путного. Зарубите себе это на носу. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения! Их будут скупать на макулатуру. О, вы у меня ещё поплачете, верзила вы этакий…» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный, плохо одетый — ему в ту пору исполнилось 17 лет. Среди гимназистов-второклассников он выглядел очень нелепо. И всё же учитель ошибся. Имя учителя теперь не помнит никто, а вот имя плохого ученика Ханс Кристиан. Теперь каждый из вас может назвать его фамилию. Правильно — Андерсен.
Сейчас закройте глаза. Мы отправимся в далёкую удивительную страну Данию, совсем не похожую на Беларусь.
— Итак, посмотрите на карту и вы увидите, что Дания расположена на полуострове, который называется Ютландия, и множестве островов разных размеров. Всего их около 480. Среди них выделяется остров Фюн. где находится город Оденсе, родной город сказочника. Нам кажется эта страна далёким северным краем, с горами и скалистыми берегами, а Андерсен называл её « лебединым гнездом».
— Отец его был сапожником, а мать — прачкой. День и ночь она стирала бельё для богатых людей, стоя по колено в холодной речной воде. Семья жила бедно. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме. Мальчик очень любил свой маленький огород — ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах, в которых цвели тюльпаны. Мать мечтала, чтобы её сын был хорошим портным, но мальчик мечтал стать актёром. Он любил фантазировать, выдумывать невероятные истории.
В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель — старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком — он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота. Он всё ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний.
В Оденсе был театр. Там мальчик впервые увидел сказочную пьесу. Она произвела на него такое впечатление, что Андерсен на всю жизнь полюбил театр. Но на посещение спектаклей не было денег. И тогда он решил сочинять пьесы сам. Мальчик подружился с расклейщиком афиш и стал ему помогать. За это он получал по одной афише каждого спектакля. Андерсен приносил афишу домой и, прочитав  название пьесы и имена действующих лиц, тут же выдумывал свою историю с тем же названием, что и на афише. В своём театре он был и актёром, и художником, и музыкантом, и певцом.

Всего он написал 170 сказок. Они быстро облетели весь свет и принесли ему признание и славу. К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать 17 сказок. Решите задачу: какую часть мы прочитали к этому уроку? (Десятую.)
— Вспомните эпизод о трости. Прошло много лет, а мы с вами до сих пор читаем произведения этого замечательного сказочника, они до сих пор продолжают издаваться во всех странах мира.
5. Работа с выставкой книг.
— Обратите внимание на выставку книг. Что отражают их обложки? Кто прочитал все книги?
6. Проверка самостоятельного чтения учащихся.
1. Узнай название сказки.
2. Викторина «Самые-самые сказки и герои».
Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине»)
Самая грустная сказка. («Русалочка»)
Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
Самая смешная сказка. («Новое платье короля»)
Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
Самый богатый жених. (Крот)
Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утёнок»)
На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? (Гадкий утёнок. Допускается: Стойкий оловянный солдатик)
Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).
Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво»)
Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
Самая, на ваш взгляд, правдивая история. («Принцесса на горошине». Можно: «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик»)
Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)
Самый молчаливый герой. («Стойкий оловянный солдатик»)
Ваша самая любимая сказка Х. К. Андерсена. (Дети называют.)
Физкультминутка для глаз.
4. Работа в группах.
1-я группа восстановить деформированный текст (на карточках) по сказке «Огниво».
— Из какой сказки ваш отрывок?
— Что такое огниво? (Кусок камня или металла для высекания огня ударом о кремень.)
— Как получилось, что огниво осталось у солдата? Чем помогло огниво солдату? Какие черты характера вы взяли бы для себя?
2-я группа  восстановить деформированный текст по сказке «Русалочка».
— Из какой сказки ваш отрывок? Почему эта сказка одна из грустных?
— Чему учит эта сказка? (Самоотверженной, бессмертной любви, верности, преданности, радоваться за счастье других, не разрушать счастье других.)
В г. Копенгагене — столице Дании вход в порт охраняет статуя Русалки.
3-я группа  расшифруй героев и назови сказку («Гадкий утёнок»). Сделай отзыв по плану.
— О ком всё таки эта сказка? (О нём самом. Это он — выходец из простой бедной семьи стал великим сказочником, о котором узнал весь мир.)
— Какая сказка ещё о нём самом? («Улитка и розовый куст» — одна из лучших сказок Андерсен.)
—Чему она учит? (Делиться с миром лучшим , что есть в нас.)
— Что дарил миру розовый куст? А Х. К. Андерсен?
7. Знакомство с новой сказкой
Отгадайте загадку:
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
— Вы, наверное, догадались, с какой сказкой Х. К. Андерсена мы познакомимся сегодня?
Физкультминутка.
Чтение сказки комбинированное.
Проверка первичного восприятия.
— Какие чувства у вас вызвала сказка?
— О чём вы думали, когда слушали сказку?
— Когда стало особенно грустно?
— Менялось ли ваше настроение?
Словарная работа. Работа с толковым словарём.
— Мне хотелось бы уточнить значение некоторых слов и словосочетаний.
 дощатый подоконник
 чердачное окошко
 каморка (маленькая комната, чулан)
 тщедушная (хилый, слабосильный)
 бечёвка (тонкая верёвка)
 блаженствовать (наслаждаться)
 желоб (водосток; длинное и узкое углубление, канал для стока воды)
 зоб (расширенная часть пищевода)
8. Анализ текста. Выборочное чтение.
— Начало произведения Х. К. Андерсена похоже на волшебную сказку или оно больше на обычный рассказ о гороховом стручке?
— Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?
— Как называется дом, в котором жили горошины?
— Как меняется цветной мир стручка?
— О чём мечтали горошины? Зачитайте.
— Что стало причиной путешествия горошин по свету?
— Давайте понаблюдаем за характерами горошин, все ли они одинаковые.
— Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины. Зачитайте их.
— Куда попала пятая горошина?
— Кто там жил?
— Как они жили? Зачитайте.
— Какой мы видим девочку? Зачитайте.
— Какое чудо произошло?
— Какие изменения происходили с горошиной и как изменялась девочка?
— Как вы думаете, какая черта характера девочке помогла ей выздороветь?
— Давайте предположим, что могло случиться, если бы горошина не попала на чердак?
— Итак, эта горошина попала на чердак. А что же случилось с остальными горошинами?
— Согласны ли вы с горошиной, которая лежала в канаве? Зачитайте.
— Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему?
— Что хочет сказать нам эта горошина, а вместе с ней и Х. К. Андерсен? (Приносить пользу людям, чтобы день действительно был прожит не зря.)
— Ребята, захотелось ли вам ещё раз перечитать эту сказку? Давайте восстановим её содержание по иллюстрациям.
9. Итог урока.
—  Ребята, через несколько лет вы окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Но мне хочется пожелать вам, чтобы вы, в отличие от горошин, не ждали, что кто-то распорядится вашей судьбой, а сами ставили цели и достигали их.
— Каким же человеком вы запомнили Андерсена? Чему научили вас его сказки?
— Ежегодно 2 апреля в день рождения Х. К. Андерсена празднуется Международный день детской книги. А лучших детских писателей награждают международной медалью имени Х. К., Андерсена.
10. Рефлексия.
— Вы сегодня хорошо поработали, я думаю, что Оле-Лукойе раскроет над вами свой цветной зонтик, чтобы вы увидели чудесные сны. А какого цвета для каждого из вас был сегодняшний урок?
11. Домашнее задание.

Тема: Легенды. «Вороны Ут-Реста» (норвежская легенда)
Цели и задачи урока:
1. Закреплять литературные представления учащихся о жанре легенды.
2. Развивать читательские умения составлять характеристику героев, выражать личностное отношение к ним; определять главную мысль произведения; делить текст на смысловые части и составлять его план; выявлять специфические особенности легенды.
3. Обучать краткому пересказ произведения.
4. Развивать образное мышление, речь учащихся.
5. Воспитывать чувство благодарности
Оборудование: учебное пособие «Литературное чтение 4 кл.»;
Ход урока:
1.     Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
 Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
(Г. Смоляр)
2.     Проверка домашнего задания
Давайте вспомним первую часть легенды.
1)    Фронтальный опрос.
Какая у Маттиаса была семья?     
Как он жил и чем занимался?
Расскажите о богатом улове Маттиаса.
Опишите бурю на море и сражение героя с ней. (Ответы.)
Какими чертами характера обладал Маттиас?
2)    Индивидуальный опрос.
Ролевая игра «Учитель».
Представьте, что ученики параллельного класса только сегодня будут знакомиться с легендой. Вас пригласили рассказать ребятам 1 часть в роли учителя. Постарайтесь так пересказать эту часть, чтобы заинтересовались продолжением легенды и их волновал вопрос: «А что: будет дальше?».
3)    Самооценка. Взаимооценка.
Смогли ли вас «учителя» заинтересовать легендой? Оцените пересказы учащихся.
3.     Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка
1) Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Я на солнышке лежу...».
Представьте, что вы загораете на солнышке на одном из островов легенды «Вороны Ут-Реста». Вам спокойно и легко. Снимите с мышц излишнее напряжение. Прикройте глаза и подставьте расслабленное лицо воображаемому солнышку. Сделайте несколько вдохов и выдохов в следующем порядке: вдох, выдох, пауза.
2) Артикуляционная гимнастика.
Вы позагорали, а теперь решили прогуляться по острову. Представьте, что вы скачете на лошади по этой дороге (учитель водит указкой по нарисованной линии). При помощи языка издавайте звук, напоминающий цокот копыт, то выше голос, то ниже.
3) Речевая разминка. Упражнение «Скороговорка».
Пока скакали, вот что увидели:
Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки.
Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки.
Прочтите скороговорку сначала медленно, затем быстрее и еще быстрее.
4.     Постановка целей и задач урока
Сегодня мы продолжим работу над норвежской легендой «Вороны Ут-Реста». Какую цель поставим перед собой на уроке?
5.     Работа с текстом второй части легенды «Вороны Ут-Реста»
1) Чтение учащимися второй части легенды смысловыми отрывками.
2) Анализ текста.
Выборочное чтение. Пересказ отдельных частей текста.
Почему чести увидеть остров, поговорить с его жителями удостоился Маттиас?
Расскажите о встрече Маттиаса со старичком.
Найдите и прочитайте строчки, которые соответствуют иллюстрации в учебнике.
Опишите встречу героя с добрыми молодцами (воронами Ут-Реста).
Расскажите, как Маттиас ловил с братьями рыбу.
Прочитайте, как герой стал собираться домой.
Найдите в тексте слова хозяина острова, которые он сказал во время прощания с Маттиасом.
Почему удача не стала покидать героя?
Как Маттиас благодарил своих невидимых друзей?
3) Составление характеристики героев. Коллективная работа.
а) Составление характеристики Маттиаса.
На прошлом уроке мы начали составлять характеристику Маттиаса, давайте продолжим эту работу и дополним нашу таблицу.
Фронтальный опрос. Выборочное чтение.
Какими словами характеризовал старичок Маттиаса при первой встрече? (Хороший человек добрый человек.)
Как назвали Маттиаса сыновья хозяина после первой встречи? (Приятель.) Почему? Как это его характеризует?
Как при прощании с Маттиасом хозяин характеризует его?
Перечитайте последний абзац текста. Объясните, почему так вел себя Маттиас? Как это его характеризует?
Заполнение таблицы.
Какие новые черты характера Маттиаса запишем в таблицу? (Доброта, бесстрашие, умение дружить, щедрость, благодарность за помощь и добро.)
б) Составление характеристики хозяина острова.
Фронтальный опрос. Выборочное чтение.
Составьте портретную характеристику хозяина острова. Каким представился вам старичок в первую встречу с Маттиасом? Докажите.
Какие еще черты характера присущи хозяину острова? Докажите. (Можно задать наводящие вопросы.)
Как можно охарактеризовать хозяина острова, который не только помогал уловам рыбака, но и помог ему купить судно с рыболовным снаряжением? (Щедрый.)
Преследовал ли хозяин какую-нибудь выгоду, щедро одаривая Маттиаса? (Нет, он был бескорыстен, доброжелателен.)
Заполнение таблицы.
в) Составление характеристики сыновей хозяина.
Фронтальный опрос. Выборочное чтение.
Составьте портретную характеристику сыновей хозяина острова.
Выберите из предложенных черт характера те, которые характеризуют сыновей хозяина острова. (Добрые, хитрые, ловкие, трусливые, смелые заботливые, гордые, трудолюбивые.) Подтвердите их эпизодами из текста.
Заполнение таблицы.

Маттиас
Старичок
Сыновья
Портрет
Высокий, крепко сложенный,
с сильными руками мужчина средних лет.
Маленький старичок с большой бородой
чуть не до самых колен.
Три рослых  плечистых
парня — один выше другого.
Черты характера
Жизнестойкость, оптимизм,
преодоление преград, сила воли, ловкость,
настойчивость, доброта, бесстрашие,
умение дружить, щедрость, благодарность
за помощь и добро
Добрый,
приветливый, гостеприимный,
щедрый, бескорыстный,
доброжелательный
Добрые, ловкие, смелые,
заботливые, трудолюбивые
5) Физкультминутка для глаз.
6) Словарная работа (работа в парах).
А сейчас поработаем в парах. Прочитайте слова-сноски, предложенные после текста, с подробным толкованием. Найдите предложения с: словами. (Фронтальный опрос.)
А теперь придумайте предложения со словом «пучина», «трюм», «штурман». (Фронтальный опрос)
6.     Подведение итогов урока. Рефлексия
1)    Фронтальный опрос.
Чему бы вы хотели поучиться у героев легенды?
Достигнута ли цель урока? Что помогло ее достичь?
2)    Самооценка. Взаимооценка.
Оцените свою работу и работу своих одноклассников на уроке.
Мне было легче всего...
.Я столкнулся с проблемой...
У меня сегодня получилось...
Я считаю...
7.     Информация о домашнем задании
Подготовить чтение по ролям диалога Маттиаса и старика при их первой и второй встрече.
Выполнить творческое задание к легенде: продумать модель обложки книги «Вороны Ут-Реста»

Тема: «К.Паустовский «Заячьи лапы»
Цель: формировать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.
Задачи:
-  формировать активную читательской позиции;
-  формировать собственные суждения и высказывания по теме;
-   развивать сформированность  умения работать с книгой;
- развивать речь, воображение учащихся;
развивать умения анализировать поступки и характер героев;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия;

Ход урока
                              I.            Организационный момент
Я рада встрече с вами, друзья,
И, думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня читать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать.
Мне приятно видеть вас готовыми к уроку. Сегодня для вас приготовлена карта урока [1].  В карте вы будете выполнять задания.
- У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание, голос и дикция.
                          II.            Дыхательная гимнастика.
Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)
А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)
                       III.            Речевая разминка.
Кто много читает,
Тот много знает.
Как вы понимаете эту пословицу. (Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.)
Для чего мы читаем?
- Прочитайте пословицу про себя.
- Прочитайте пословицу тихо.
- Прочитайте пословицу громко
- Прочитайте с восклицательной интонацией.
                       IV.            Проверка домашнего задания.
                          V.            Работа над новым произведением.
1. Прочитайте фамилию автора и посмотрите на его портрет
Обратимся к выставке книг и вспомним, какие произведения Константина Паустовского мы читали в 3 классе.
«Барсучий нос», «Стальное колечко», «Заячьи лапы». (книги)
Что заметили интересного?
Правильно, одно из них мы не знаем.
Какая же цель нашего урока?  (Знакомство с новым произведением)
1.                Постановка проблемы. А как вы думаете, можно ли по названию определить, о ком или о чём будет этот рассказ?  (ответы учащихся)
Предположите, о ком будем читать.
Ученики высказывают предположения. Например, о зайце, о его внешнем облике, о заячьих повадках,….
Дети, а что же означает слово ЗАЯЦ? ( словарное слово,его проверить нельзя).
А что вы знаете о зайце? (меняет шубку зимой, трусливый)
                       VI.            Словарная работа в парах
Так как произведение  было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»
В ВАШЕЙ КАРТЕ ПОД № 1, вам нужно соединить слово с его значением.
Оголец
Онучи
Суховей
Пенсне
Кратер
Шамкать
Коновал
Ураган
Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку
Знахарь, лечащий лошадей
Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)
Озорной мальчишка
Ветер разрушительной силы
Обмотки, портянки
Очки без дужек, укреплённые на переносице
Сухой горячий ветер
ПРОВЕРКА.
                   VII.            ЧТЕНИЕ 1 ЧАСТИ.
-Приступаем к чтению рассказа.(сначала читает учитель, затем дети продолжают)
                VIII.            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Правильной ли была догадка, о ком рассказ?
- Чем отличается речь Анисьи? Можно ли по её речи догадаться, что она добрый, душевный человек?
- Каким вы представляете  зайца из этого рассказа?
- В какую беду попал заяц?
- Как отнесся к зайцу каждый  из персонажей рассказа?
- Запишите свои мысли в карту урока.
- Предлагаю вам разный уровень самостоятельности при выполнения задания
Кому трудно, могут посмотреть на доску и использовать подготовленные фразы.
( На доске запись: внимательно, с сочувствием, равнодушно, с желанием помочь, по-доброму)
Проверка
                       IX.            Работа над выявлением главной идеи произведения
-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?  
- Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.
- Три  ученика из другого класса на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:
( Учитель поочерёдно  достаёт ИЗ ЛАРЦА карточки [2] и зачитывает написанное)
(1ученик. Это рассказ о зайце
2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре
3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.)
-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ. Запишите в карту урока.
                          X.            Обобщение
- Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? Чему нас научить?
- Вы нашли истину. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Перелистайте учебник, обратите внимание на иллюстрации. На рисунках центральное место занимает заяц, а не люди? Почему?
Только добрые люди будут испытывать чувство благодарности к животному и желание его спасать.
-Действительно,  больной заяц в центре  событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто –то нет.
- Какое страшное явление природы описано в рассказе? (Лесной пожар)
(просмотр  видеофильма «Лесной пожар»)
                       XI.            Итог урока
                   XII.            Домашнее задание( по выбору)
Учитель:
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить план 2 части рассказа и пересказать одну часть по выбору.
1) Составить словесный портрет Вани

Тема: «К.Паустовский «Заячьи лапы»
Цель: формировать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.
Задачи:
-  формировать активную читательской позиции;
-  формировать собственные суждения и высказывания по теме;
-   развивать сформированность  умения работать с книгой;
- развивать речь, воображение учащихся;
развивать умения анализировать поступки и характер героев;
- учить вдумчивому, осознанному чтению;
- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия;

Ход урока
                              I.            Организационный момент
Я рада встрече с вами, друзья,
И, думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня читать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать.
Мне приятно видеть вас готовыми к уроку. Сегодня для вас приготовлена карта урока [1].  В карте вы будете выполнять задания.
- У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание, голос и дикция.
                          II.            Дыхательная гимнастика.
Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)
А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)
                       III.            Речевая разминка.
Кто много читает,
Тот много знает.
Как вы понимаете эту пословицу. (Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.)
Для чего мы читаем?
- Прочитайте пословицу про себя.
- Прочитайте пословицу тихо.
- Прочитайте пословицу громко
- Прочитайте с восклицательной интонацией.
                       IV.            Проверка домашнего задания.
                          V.            Работа над новым произведением.
1. Прочитайте фамилию автора и посмотрите на его портрет
Обратимся к выставке книг и вспомним, какие произведения Константина Паустовского мы читали в 3 классе.
«Барсучий нос», «Стальное колечко», «Заячьи лапы». (книги)
Что заметили интересного?
Правильно, одно из них мы не знаем.
Какая же цель нашего урока?  (Знакомство с новым произведением)
1.                Постановка проблемы. А как вы думаете, можно ли по названию определить, о ком или о чём будет этот рассказ?  (ответы учащихся)
Предположите, о ком будем читать.
Ученики высказывают предположения. Например, о зайце, о его внешнем облике, о заячьих повадках,….
Дети, а что же означает слово ЗАЯЦ? ( словарное слово,его проверить нельзя).
А что вы знаете о зайце? (меняет шубку зимой, трусливый)
                       VI.            Словарная работа в парах
Так как произведение  было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»
В ВАШЕЙ КАРТЕ ПОД № 1, вам нужно соединить слово с его значением.
Оголец
Онучи
Суховей
Пенсне
Кратер
Шамкать
Коновал
Ураган
Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку
Знахарь, лечащий лошадей
Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)
Озорной мальчишка
Ветер разрушительной силы
Обмотки, портянки
Очки без дужек, укреплённые на переносице
Сухой горячий ветер
ПРОВЕРКА.
                   VII.            ЧТЕНИЕ 1 ЧАСТИ.
-Приступаем к чтению рассказа.(сначала читает учитель, затем дети продолжают)
                VIII.            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Правильной ли была догадка, о ком рассказ?
- Чем отличается речь Анисьи? Можно ли по её речи догадаться, что она добрый, душевный человек?
- Каким вы представляете  зайца из этого рассказа?
- В какую беду попал заяц?
- Как отнесся к зайцу каждый  из персонажей рассказа?
- Запишите свои мысли в карту урока.
- Предлагаю вам разный уровень самостоятельности при выполнения задания
Кому трудно, могут посмотреть на доску и использовать подготовленные фразы.
( На доске запись: внимательно, с сочувствием, равнодушно, с желанием помочь, по-доброму)
Проверка
                       IX.            Работа над выявлением главной идеи произведения
-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?  
- Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.
- Три  ученика из другого класса на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:
( Учитель поочерёдно  достаёт ИЗ ЛАРЦА карточки [2] и зачитывает написанное)
(1ученик. Это рассказ о зайце
2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре
3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.)
-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ. Запишите в карту урока.
                          X.            Обобщение
- Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? Чему нас научить?
- Вы нашли истину. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Перелистайте учебник, обратите внимание на иллюстрации. На рисунках центральное место занимает заяц, а не люди? Почему?
Только добрые люди будут испытывать чувство благодарности к животному и желание его спасать.
-Действительно,  больной заяц в центре  событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто –то нет.
- Какое страшное явление природы описано в рассказе? (Лесной пожар)
(просмотр  видеофильма «Лесной пожар»)
                       XI.            Итог урока
                   XII.            Домашнее задание( по выбору)
Учитель:
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить план 2 части рассказа и пересказать одну часть по выбору.
1) Составить словесный портрет Вани


Комментарии