Занятие 1.Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров, участвующих в
дорожном движении
Кто может
стать участником ДТП?
Водитель. Это может быть не только человек,
который управляет автомобилем, но погонщик скота, ведущий стадо по дороге,
инструктор по вождению, находящийся рядом с человеком, который учится управлять
транспортным средством.
Пассажир. К данной категории участников дорожного
движения относится не только лицо, находящееся в автомобиле одновременно с
водителем, но и человек, который выходит или заходит из транспортного средства.
Это может быть человек, вышедший из автобуса и пострадавший по той причине, что
водитель раньше времени закрыл дверь или тронулся с места.
Пешеход. Это такой участник движения,
который не только передвигается по трассе или по рядом расположенной зоне. К
категории пешеходов могут быть отнесены люди, ведущие рядом с собой велосипед
или мотоцикл, и те, кто едет на самокате, на коньках или на ином аналогичном
устройстве. К пешеходам также можно отнести лица, которые ведут инвалидную и
детскую коляску.

1.
Я
хочу спросить про знак.
Нарисован он вот
так:
В треугольнике
ребята
Со всех ног бегут
куда-то.
2.
На
машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте,
дети,
Только на
велосипеде.
3.
Круглый знак, а в нём окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко.
Что здесь — свалка кирпича?
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко.
Что здесь — свалка кирпича?
4.
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам.
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам.
5.
Этот знак желает вам доброго пути —
Значит через улицу можно перейти.
6.
Ната с куклою в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом!
7.
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может, здесь ищут клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверное, встарь
Спрятал очень жадный царь.
8.
Я в кругу с обводом красным,
Это значит — тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
Работка с
карточками.
Одно из
опасных мест для пешеходов — перекрёсток.
На тротуаре
рядом с проезжей частью можно играть с мячом.
Если
опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.
Нужно
дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки, только тогда переходить
дорогу.
Двигайся по
тротуару, придерживаясь правой стороны.
На жёлтый
сигнал светофора нужно стоять.
Когда
загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.
Разбор
ситуаций.
Ситуация 1.Вам
надо перейти улицу, но светофор сломался и длительное время горит красный свет.
Ваши действия.
Ситуация 2. На расстоянии 15 метров от пешеходного перехода
одновременно затормозили два автомобиля. Тормозной путь первого —12 метров, а
второго — на 4 метра больше. Кто из водителей будет считаться нарушившим
правило, почему?
Ситуация 3. Вы катаетесь на
велосипеде и видите, что машин на проезжей части практически нет, и вы поехали
по проезжей части. Что вы нарушили?
Проверь себя. «Можно или нельзя».
Играть
на мостовой…
Переходить
улицу на зелёный свет…
Перебегать
улицу перед близко идущим транспортом…
Переходить
улицу по подземному переходу…
Шуметь, толкаться,
прыгать и бегать по салону
автобуса, мешать движению…
Отвлекать
водителя во время движения…
Высовывать
руки и голову из окон…
Держать
дверь автобуса, чтобы она не закрывалась
во время движения…
Уступать
места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками…
Держаться
во время движения транспорта за поручни…
Не
забывать оплатить свой проезд или предъявить проездной документ…
Спокойно
выходить из транспорта….
Переходить
улицу на красный сигнал светофора…
Помогать
старикам и старушкам переходить улицу…
Сидеть
на коленях у взрослых в автомобиле….
Переходить
улицу на жёлтый сигнал светофора…
Садиться
в транспорт на ходу…
Цепляться
за проезжающие машины…
Играть
на проезжей части…
Переждать
поток машин на островке безопасности…
Уважать
правила движения…
Занятие2.Дорога в школу и новые
маршруты
Какие правила нарушает учащийся?
Картинка 1.Учащийся идёт
в школу по проезжей части.
Картинка 2.Учащийся
переходит проезжую часть в неположенном месте.
Картинка 3. Учащийся
перебегает дорогу на жёлтый сигнал светофора.
Картинка 4.Учащийся
едет в школу на велосипеде по дороге.
Выберите
из предложенных дорожных знаков те, которые вам встречаются по дороге в школу.







Проверь
себя.
Какие
сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
Как на проезжей части улиц и дорог обозначен
пешеходный переход?
Где и как должны ходить пешеходы по улице?
В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса,
автобуса?
Какие правила поведения в транспорте общественного
пользования вы знаете?
Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая,
автобуса?
Каков порядок посадки в автобус и выход из него?
Правила перехода улиц и дорог.
Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части
улицы, дороги?
Сколько сигналов у пешеходного светофора?
На какие группы делятся дорожные знаки?
Кто должен знать дорожные знаки?
Основы
безопасности жизнедеятельности, 4 класс, 14 урок
ТЕМА Действия учащихся при
обнаружении задымления, возгорания, пожара
ЦЕЛЬ:
закрепить
знания и навыки действия при возникновении пожара.
Оборудование: тетради
карточки с ситуациями
жетоны
инд. картинки
ХОД УРОКА
Актуализация
знаний
-Человек за многие тысячи
лет научился пользоваться огнем и защищать от огня свое жилище. Наши предки
знали немало хитростей для добывания огня. Они, считая его живым существом,
божеством, поклонялись ему. Использовали огонь для обогрева, приготовления
пищи, для отпугивания хищных животных и т.д.
Проходили века, огонь
утратил силу божества, но другом и помощником быть не перестал. В наш век
современных технологий мы тоже пользуемся огнем для обогрева и приготовления
пищи.
При неумелом, неправильном
обращении с ним, огонь превращается в злейшего врага, уничтожая все живое на
своем пути.
Итак, начнем наше
путешествие.
Станция
«Теоретическая»
Проверим ваши
знания темы. За правильный и полный ответ учащиеся получают жетон. По
количеству жетонов определим «Знатока ОБЖ».
ü Что
называется пожаром?
ü Назовите
основные причины возникновения пожара в жилище.
ü Что нужно
сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара?
ü Можно ли
открывать окна в очаге возгорания?
ü От чего
люди гибнут на пожаре?
ü Что такое
оповещение? Какие системы оповещения вам известны?
ü Как
правильно вызвать пожарных, если случилась беда?
ü Что
является главным условием психологического выхода из таких ситуаций? (не
паниковать).
-Молодцы,
справились с заданием, отправляемся дальше.
Станция «Практическая»
Работа в группах
-А сейчас вам необходимо в
группах составить памятку для одноклассников «Что делать, если…»
1 группа – загорелся электроприбор (телевизор,
компьютер)
1. Отключить электропитание в помещении
(квартире).
2. Накрыть горящий прибор одеялом.
3. Закрыть плотно окна, и двери.
4. Покинуть помещение.
5. Вызвать пожарных.
2 группа – задымление в помещении.
1. Защитить глаза и органы дыхания.
2. Двигаться, пригнувшись или ползком, в
сторону выхода.
3. Если нельзя двигаться к выходу,
продвигаться на балкон или в ванную, плотно закрыв двери.
4. Не пользоваться лифтом.
5. Вызвать пожарных.
3 группа – заметили дым или огонь в соседней
квартире.
1. Закрыть плотно окна и двери в своей
квартире.
2. Покинуть помещение.
3. Вызвать пожарных.
Разбор и дополнение памяток.
Станция «Интеллектуальная»
Работа в группах
-Соберите пословицы:
Искра, великое, родит, да, мала, да, пламя. (Искра мала, да великое пламя родит)
слуга, хороший, хозяин, но, плохой, Огонь. (Огонь хороший слуга, да плохой хозяин)
искра, в пепле, Пока, и, тогда, туши. (Пока искра в пепле, тогда и туши)
Объяснить смысл каждой.
Станция
«Творческая»
-Рассмотрите иллюстрации. Рядом
с картинками пожара, который можно потушить самостоятельно – нарисуйте
человечка. Возле картинок пожара, где необходима помощь пожарных – напишите
101.
Станция
«Обобщающая»
Игра «Найди ошибку»
Петя был один дома. В доме возник пожар. Помня, что надо
вызвать пожарных, он набрал номер 101 и сказал: «Алло, пожарники, мы горим,
приезжайте скорее» - и повесил трубку.
Разбор
ошибок. Повторение алгоритма вызова службы 101.
Итог
Вот мы и добрались до последней станции.
Давайте подведем итог:
Что
полезного и интересного узнали из путешествия?
Что
умеем делать?
Занятие 18. Тушение
возгораний в начальной стадии
Цель: закрепить правила пожарной безопасности.
Задачи: научить мерам предосторожности при хранении и
использовании горючих и воспламеняющихся жидкостей; познакомить со средствами,
которые используют для тушения небольшого возгорания и способами их
применения; воспитывать у учащихся чувство ответственности за собственную
жизнь.
Оборудование: таблица «Правильно или неправильно».
Ход урока
1. Организационный
момент урока
2. Актуализация
знаний учащихся.
- Знаете ли вы, что относится к
легковоспламеняющимся жидкостям? (Краска, бензин,
жидкость для снятия лака, чистящие средства и др.)
-
Какие легковоспламеняющиеся вещества есть у вас дома? Где они хранятся?
3.
Работа по теме занятия.
-
Использование легковоспламеняющихся веществ требует соблюдения правил
безопасности.
Чтение и обсуждение правил безопасности.
1. Горючие вещества следует
хранить и работать с ними вдали от источников огня и нагревающихся приборов.
2. Горючие вещества нельзя
нагревать на открытом огне.
3. Органические растворители
запрещено сливать в водосток.
-
Если произошло возгорание, чем его можно тушить?
- Самыми распространёнными средствами пожаротушения
являются:
ВОДА. Это универсальное вещество для
тушения, кроме того, она имеется везде. Применение воды особенно эффективно
при тушении твёрдых горючих материалов (каких?) — дерева, бумаги, ткани,
резины. Огнетушащие свойства воды увеличиваются, если она попадает в очаг
возгорания в виде распылённых струй под давлением.
Воду также успешно используют для
локализации очага загорания, когда пожар быстро ликвидировать не удаётся. В
этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и
установки, расположенные поблизости от очага горения.
А можно ли тушить водой
электроустановки? (Нет.) Почему?
Вода — это хороший
электропроводник и можно получить электрический удар. Также нельзя тушить водой
щёлочи и щелочные металлы, так как при попадании на них воды она резко закипает
и выплёскивается совместно со щёлочью в окружающую среду, что увеличивает
площадь пожара.
ЗЕМЛЯ. Её применяют для тушения
небольших очагов горения. Например, костра, травы. Землёй забрасывают очаг
горения, что затрудняет доступ кислорода и прекращает горение.
АСБЕСТОВОЕ ОДЕЯЛО, ИЛИ КОШМА. Оно применяется при небольшом
очаге горения. Горящий предмет следует быстро накрыть кошмой (шерстяной
тканью) — перекрыть доступ кислорода.
ПЕНА. Это эффективное средство для
тушения легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей (бензин, керосин).
При тушении горючих жидкостей в небольших ёмкостях нужно тушить пеной так,
чтобы она стекала по стенкам ёмкости и заполняла весь горящий поверхностный
слой жидкости, перекрывая доступ воздуха. Если горит жидкость на полу, то нужно
начинать с краёв тушение, постепенно покрывая пеной всю горящую поверхность.
4. Закрепление изученного.
Экскурсия по школе. Ознакомление с местом расположения первичных средств
пожаротушения и правилами пользования ими.
Обратить внимание учащихся на:
1) Вид огнетушителя и правила
приведения его в действие.
ОГНЕТУШИТЕЛИ предназначены для тушения
небольшого очага пожара в труднодоступных местах. Время действия его
ограничено до 1 минуты, поэтому действия человека должны быть чёткими и
направленными.
2) Месторасположение пожарного
крана, ближайшего к кабинету, и его комплектацию.
ПОЖАРНЫЙ КРАН. Это может быть дверца в стене или
навесной красный ящик с надписью ПК. Очень простой комплект в обращении, но
очень эффективен в борьбе с огнём. Он состоит из пожарного крана, пожарного
рукава (шланга), ствола, с помощью которого вода направляется точно в очаг. Все
элементы комплекта должны находиться в собранном состоянии. При подготовке
комплекта лучше действовать вдвоём. Необходимо открыть дверцу пожарного
комплекта, взять ствол и растянуть рукав на всю длину, избегая закручивания и
перегибов.
3) Месторасположение пожарного
щита и его комплектацию.
ПОЖАРНЫЙ ЩИТ, на котором расположены первичные
средства пожаротушения, к которым относится — лопата, топор, лом, багор, ведро,
ящик с песком, огнетушитель. Пожарный щит располагается в доступном месте и
окрашивается в красный сигнальный цвет как и весь инвентарь на нём. С помощью
этих инструментов можно открыть закрытую дверь, засыпать небольшой очаг песком
или водой, отделить горящую часть строения или мебели, предотвратив
распространение огня на другие предметы.
ЛОПАТА. Применяется для забрасывания
места очага пожара песком, землёй.
ЛОМЫ, БАГРЫ, ТОПОРЫ. Применяют для разборки горящих
деревянных или металлических конструкций для проникновения в здание, спасения
людей и окончательной ликвидации пожар.
Заполнение таблицы «Правильно
или неправильно».
№
вопроса
|
Правильно
|
Неправильно
Неправильно
|
1
|
|
|
2
|
|
|
…
|
|
|
1.
При
возгорании сковороды необходимо залить её водой.
2.
Если
загорелась мебель, пытайтесь тушить её водой.
3.
Загоревшиеся
компьютер или телевизор нельзя тушить водой.
4.
Если
загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.
5.
Токсичные
продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.
6.
Чтобы
быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.
7.
Если
вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать комнату.
8.
Возгорание
необходимо начать тушить как можно раньше.
9.
Если
вы собираетесь покинуть помещение из-за пожара, то постарайтесь надеть на себя
как можно меньше одежды, чтобы она не мешала при движении.
10. При обнаружении пожара надо сразу
перекрыть газ, выключить электричество.
11. При вызове МЧС необходимо чётко
сообщить точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет
дыма, свою фамилию, номер своего телефона.
12. При пожаре надо распахнуть все
окна и двери, чтобы не задохнуться от дыма.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
-
ПОЧЕМУ
при эвакуации необходимо защитить глаза и органы дыхания?
-
КАК
это сделать?
-
ПОЧЕМУ
нельзя входить туда, где большая концентрация дыма?
-
ПОЧЕМУ
нельзя тушить водой включённые в сеть электроприборы и электропроводку?
Тема:
Детские и юношеские объединения юных
спасателей
Цель: рассказать о важности детских объединений
спасателей-пожарных.
Задачи: познакомить с существующими в Республике Беларусь
детскими и юношескими объединениями юных спасателей; заинтересовать учащихся
занятием в детских объединениях спасателей-пожарных.
Оборудование: раздаточный материал для конкурсов, газета «Юный
спасатель».
Ход
урока
1.
Организационный момент урока
2.
Актуализация знаний учащихся
- Знаете ли вы, каких ребят называют юными
спасателями?
3. Работа по теме занятия.
14 октября 2001 года была создана
Белорусская молодёжная общественная организация спасателей-пожарных (БМООСП).
27 декабря 2001 года в Министерстве юстиции Республики Беларусь состоялась
регистрация Белорусской молодёжной общественной организации
спасателей-пожарных. С этого времени в республике действует Белорусская
молодёжная общественная организация спасателей-пожарных, созданная по
инициативе членов клубов и дружин юных спасателей-пожарных.
В течение года с участием
активных членов БМООСП организуются многочисленные акции среди населения,
направленные на профилактику возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ежегодно проходят соревнования по
пожарно-спасательному спорту среди юношей. Здесь, конечно же, не обойтись без
специальной подготовки и умений. Пожарный спорт, как и любой другой, требует
навыков и постоянных тренировок.
Сейчас мы потренируемся, чтобы
попасть в команду юных спасателей. Класс делится на две команды.
Конкурс «Надень марлевую повязку». Учащиеся по команде учителя надевают марлевую повязку
(определяется, чья команда сделала быстрее).
Конкурс «Всё в дыму». Каждая команда должна пройти на корточках (гусиным
шагом) в условном задымлённом помещении до двери, дыша при этом через марлевую
повязку.
Конкурс загадок. Учитель загадывает загадки на тему пожарной
безопасности. Какая команда быстрее ответит, набирает балл.
Конкурс плакатов по
противопожарной тематике.
Каждая
команда создаёт и проводит презентацию своего плаката.
Путешествие
по страницам газеты «Юный
спасатель».
Газета «Юный спасатель» издаётся
с января 2004 года. Газета является печатным органом Белорусской молодёжной
общественной организации спасателей-пожарных.
Газета «Юный спасатель» знакомит
ребят с историей возникновения пожарной службы в Республике Беларусь, с
историей создания Белорусской молодёжной общественной организации
спасателей-пожарных.
Сейчас мы попутешествуем по
страницам газеты (газеты
приготовлены заранее).
Станция Информационная. Найдите и прочитайте информацию
о деятельности юных спасателей.
Станция Познавательная. Прочитайте материал об опасной и
нужной профессии пожарного.
Станция Обучающая. О каких правилах поведения в
чрезвычайных ситуациях говорится в газете?
Станция Занимательная. Какой занимательный материал
напечатан на страницах газеты? (Ребусы,
кроссворды, загадки.)
Вот и закончилось наше
путешествие по страницам газеты «Юный спасатель». Но это далеко не всё, о чём
можно узнать из этой познавательной газеты.
4.
Подведение итогов. Рефлексия.
В Национальном детском
образовательно- оздоровительном центре «Зубрёнок» ежегодно в сентябре проходит
смена для участников Республиканского слёта юных спасателей-пожарных «Школа
безопасности».
С участием юных спасателей-пожарных
проводятся конкурсы: пожарно-спасательный спорт, КВН, «Оказание первой
медицинской помощи», «Спасение на водах», «Знатоки», «Интернет- поиск»,
сводные полевые учения и др. Вы также можете стать участниками этого конкурса,
вступив в ряды юных спасателей.
Тема: Опасность
горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (ГЖ и ЛВЖ)
Цели:
познакомить
с видами легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, используемых в быту.
Задачи:
дать
представление об опасности, которую таят горючие и воспламеняющиеся жидкости
при неосторожном обращении с ними; научить мерам предосторожности при хранении
и использовании горючих и воспламеняющихся жидкостей.
Оборудование:
рисунки,
памятки.
Ход урока
1. Организационный момент урока
2. Актуализация
знаний учащихся.
- Какая самая безопасная жидкость в быту? (Вода.)
- Воду используют для тушения пожаров. А вы
никогда не задавались вопросом: почему вода гасит огонь? Наверное, вы хотите
ответить: потому что она мокрая! На самом деле, это не совсем так.
Интересные
факты о воде (сообщения
ранее подготовленных учащихся).
Вода — вещество
особенное, обладающее уникальными свойствами. Вода является одним из лучших
средств для борьбы с огнём. Соприкасаясь с пламенем, она моментально
превращается в пар, отнимая большое количество теплоты у горящего предмета.
Водяной пар, образующийся при контакте с огнём, окутывает горящее тело,
перекрывая поступление кислорода, без которого горение невозможно. С этим
связано, на первый взгляд, парадоксальное явление: горячая вода тушит огонь
быстрее, чем холодная. Дело в том, что нагретая вода скорее превратится в пар,
а значит, прекратит поступление воздуха к горящему объекту. Возникает
закономерный вопрос: почему бы пожарным не тушить огонь с помощью кипятка? К сожалению,
это невозможно. Современные пожарные насосы приспособлены для закачивания
исключительно холодной воды.
Вода — одно из
лучших средств для тушения пожара, но ни в коем случае нельзя заливать водой
горящие электроприборы, т. к. вода отлично проводит не только тепло, но и
электрический ток. Человек, пытающийся тушить горящую проводку водой, может с
тем же успехом схватиться руками за оголённый провод, находящийся под
напряжением.
- Многие жидкости, напротив, способны не погасить
пламя, а разжечь его ещё сильнее. Назовите такие жидкости. (Спирт,
бензин или масло.)
3. Работа по теме занятия.
Прочитайте
стихотворение (записано на доске, слайде).
Быть нельзя огню вблизи
Там, где смазка, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно!»
-
Где вы могли увидеть надпись «Огнеопасно!»? (Надпись
«Огнеопасно» можно видеть на автоцистернах и цистернах грузовых поездов. Возле
таких цистерн надо соблюдать особую осторожность. Очень опасно, если во время
аварии из цистерны вытечет жидкость. В таких случаях дорогу в этом месте
перекрывают, а спасатели смывают пролившуюся жидкость. Ведь от искры может
вспыхнуть пламя, которое мгновенно охватит проезжающий рядом транспорт.)
- Среди огнеопасных жидкостей выделяют горючие
(ГЖ) и легковоспламеняющиеся (ЛВЖ). И хотя их так называют, сами жидкости не
горят. Горят их пары. Температура, при которой жидкость выделяет столько паров,
что при соприкосновении с огнём они вспыхивают, называется температурой
вспышки.
- Жидкости с температурой вспышки выше 45 °С
считаются горючими. Это дизельное топливо, растительные масла, мазут,
глицерин, различные масла, олифа, смолы и др. Они загорятся при определённой
температуре, когда выделится необходимое количество паров.
- Жидкости с
температурой вспышки ниже 45 °С считаются легковоспламеняющимися. Это бензин,
керосин, ацетон, различные эфиры и спирты и др. Даже в морозную погоду
поднесение огня к ёмкости с этими жидкостями приведёт к взрыву, пожару.
- Хранить в доме
такие жидкости в больших объёмах нельзя. Они в небольших количествах должны
находиться в металлической или стеклянной таре и храниться едали от огня и
нагревательных приборов. Например, жидкость для снятия лака и различные
аэрозоли — в ванной, скипидар — в аптечке, банка с краской — на балконе.
- В каждом доме есть разные баллончики с аэрозолями:
дезодорант, средства для чистки мебели и другие. В них также находятся ЛВЖ.
Обратите внимание: на баллончике обязательно есть надпись и значок. Они
предупреждают о том, что баллончик нельзя хранить вблизи огня.
v
Работа по
рисункам

![]() |
v
v
v
v
v
Чтение советов
по работе с легковоспламеняющимися материалами.
1.
Прежде чем использовать какое-либо средство, всегда внимательно читайте
этикетку, чтобы убедиться, что вы знаете, как правильно использовать
легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
2.
Нельзя разговаривать по телефону, слушать музыку или отвлекаться на что-либо
другое во время работы с горючими веществами.
3. Работа
с легковоспламеняющимися жидкостями должна проходить в хорошо проветриваемом
помещении, поскольку пары небезопасны и вредные химикаты могут попасть в
организм через дыхательные пути. Многие из них не имеют запаха.
Осторожность — первое правило.
4.
Следите, чтобы средство, с которым работаете, не попало на кожу или одежду.
5. Всякий
раз, когда покидаете помещение, где хранится легковоспламеняющаяся горючая
жидкость, осмотрите его, прежде чем закрыть дверь.
6. Горючие
жидкости могут нанести непоправимый ущерб организму человека в зависимости от
конкретного материала и способа воздействия:
-
вдыхание
паров;
-
попадание
на глаза или кожу;
-
проглатывание
жидкости.
v Работа с
памяткой
1.
Нельзя пользоваться зажигалками, свечами, спичками в гаражах, подвалах, сараях,
где хранятся ЛВЖ и ГЖ.
2.
Нельзя пользоваться электричеством и электроприборами в помещении, где
чувствуется сильный запах бензина, керосина.
3.
Ёмкость из-под ЛВЖ опаснее, чем сама ЛВЖ. В полупустой или пустой ёмкости пары
огнеопасной жидкости смешаны с кислородом. Если туда попадёт искра, произойдёт
взрыв.
4. Легковоспламеняющиеся
жидкости (бензин, керосин) тушат мокрой тканью, огнетушителем, песком, землёй
из цветочных горшков.
v Кроссворд
1. Сухой сыпучий природный материал,
используемый при тушении пожара.
2. Неконтролируемое горение, причиняющее
материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, природе.
3. Инструмент
плотника, входящий в комплект первичных средств пожаротушения пожарного щита.
4. Инструмент с наконечником в виде
шипа, соединённого с загнутым назад крюком, входящий в комплект пожарного щита.
1
|
|
||||
|
2
|
||||
3
|
|
||||
|
4
|
4. Закрепление
изученного
-
Ответьте на вопрос и обоснуйте свой ответ.
1)
Тебе понадобилась вещь, которую родители отнесли в гараж. Ты знаешь, что в
гараже хранятся канистры с бензином. Что нужно взять для освещения в гараже:
свечу, зажигалку, спички, электрический фонарик?
2)
Твоей однокласснице посоветовали вывести пятно от краски с шерстяной кофточки с помощью бензина
и затем подсушить кофточку над включённой газовой плитой. Правильный ли это
совет? В чём его опасность?
3)
Чтобы использовать засохшую краску, правильно ли залить её ацетоном, поставить
на включённую газовую плиту и помешивать до размягчения краски?
4) Можно ли
хранить баллончики с дезодорантом в ванной комнате, а жидкость для полировки
мебели - на балконе?
5)
Можно ли хранить бензин в открытых ёмкостях?
6)
Опасна ли тара, в которой хранились легковоспламеняющиеся жидкости?
5. Подведение итогов урока
-
Можно ли самому справиться с пожаром? ( можно, если знаешь правила).
- Что мы умеем делать? ( правильно вызывать спасателей
по телефону 101 или112, действовать при пожаре в различных ситуациях, выходить
из зоны задымления)
Занятие 8.
Диагностика усвоенияучебного материала по теме
«Правила
дорожного движения»
Тест
1. Какие лица отнесены Правилами к
участникам
дорожного движения?
дорожного движения?
А —
Дорожные рабочие, водители, пассажиры.
В —
Пешеходы, водители, пассажиры.
С —
Все перечисленные лица.
2. Каким правилам подчиняется
человек, ведущий велосипед?
А —
Правилам для водителей.
Б —
Правилам для пешеходов.
С —
Правилам для мотоциклистов.
3. Кто называется водителем?
А —
Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя.
В —
Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
С —
Лицо, ведущее велосипед.
4. Что означает термин «проезжая
часть»?
А —
Расстояние между зданиями, включая тротуары.
В —
Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения.
С —
Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
5. К
маршрутным транспортным средствам относятся:
А —
Автобусы и маршрутные такси.
В —
Трамваи, автобусы, движущиеся установленным маршрутом с обозначенными остановками.
С —
Автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси.
6. К какому виду транспорта
относится поезд?
А —
Воздушный.
В —
Наземный железнодорожный транспорт.
С —
Морской.




А —
Запрещающие.
В —
Информационно-указательные.
С —
Предупреждающие.
8. Как безопаснее перейти проезжую
часть, если ты вышел из маршрутного такси?
А —
Обойти справа.
Б —
Обойти слева.
С —
Подождать, пока не отъедет маршрутное такси.
9. Где следует переходить дорогу,
если обозначенного пешеходного перехода нет?
А —
На перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
В —
В любом месте, если поблизости нет перекрёстка и дорога просматривается в обе
стороны.
С —
В перечисленных А и В случаях.
10. Как должен поступить пешеход,
если при переключении светофора на жёлтый сигнал не успел дойти до середины
проезжей части?
А —
Продолжить переход.
В —
Вернуться обратно на тротуар.
С —
Дойти до середины проезжей части и ожидать там зелёного сигнала.
11. Разрешается ли переходить
дорогу по проезжей части,
если в этом месте есть подземный переход?
если в этом месте есть подземный переход?
А —
Разрешается.
В —
Не разрешается.
С —
Разрешается, если нет движущихся транспортных средств.
12. Основными элементами дороги в
городе являются:
А —
Обочина, кювет, тротуар.
В —
Пешеходный переход, дорожное ограждение, обочина.
С —
Проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, трамвайные пути, обочина.
13. Кому должны подчиняться
водители и пешеходы,
если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор?
если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор?
А —
Только сигналам светофора.
В —
Только сигналам регулировщика.
С —
Двигаться согласно обстановке на дороге.
14. В каком возрасте разрешается
выезжать на велосипеде
на дороги общего пользования?
на дороги общего пользования?
А —
Не моложе 10 лет.
В —
Не моложе 14 лет.
С —
Не моложе 16 лет.
15. Разрешается ли перевозка
пассажиров на велосипеде?
А —
Разрешается.
В —
Запрещается.
С —
Разрешается перевозка детей до 7 лет на специально оборудованном сиденье.
16. Разрешено ли пассажиру
разговаривать с водителем?
А —
Запрещено.
В —
Разрешено.
С —
Не запрещено, если это не отвлекает водителя от управления транспортным
средством.
17. Разрешается ли перевозка детей
на переднем сиденье
легкового автомобиля?
легкового автомобиля?
А — Разрешается перевозка детей в возрасте не
моложе 7 лет.
В — Разрешается перевозка детей до 12 лет при
наличии специального детского сиденья.
С — Разрешается независимо от возраста при наличии
взрослого пассажира.
18. В каком ответе наиболее полно
указаны места, где пассажиры должны ожидать автобус при отсутствии посадочной
площадки?
А —
На тротуаре или обочине.
В —
На обочине или проезжей части.
С —
На проезжей части или тротуаре.
19. Где нужно ожидать трамвай при
отсутствии площадки?
А —
На тротуаре.
В —
На проезжей части не дальше 1 м от рельс.
С —
На проезжей части не дальше 1 м от тротуара.
20. Как безопасно переходить
дорогу, выйдя из автобуса?
А —
Сзади автобуса.
В —
Спереди автобуса.
С —
Дождаться, когда автобус отойдёт от остановки на достаточное расстояние, и
перейти дорогу.
21. Как нужно двигаться пешеходам
по загородным дорогам?
А —
Навстречу транспорту.
Б —По
направлению транспорта.
С —
По краю проезжей части несмотря на направление движения транспорта.
Самопроверка с
использованием таблицы.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
В
|
С
|
В
|
С
|
В
|
В
|
С
|
С
|
С
|
|
||||||||
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
В
|
С
|
С
|
В
|
В
|
С
|
А
|
В
|
А
|
|
||||||||
19
|
20
|
21
|
|
|
|
|
|
|
А
|
С
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема:
Конфликт как
источник опасности
Цель:
формировать у учащихся конфликтную компетентность, способность предупреждать
возникновение конфликтных ситуаций.
Задачи:
познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс»; формировать представление
о различных вариантах человеческого общения; способствовать формированию
позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального
взаимодействия.
Оборудование:
мультимедийная презентация; толковый словарь, таблица для работы в группах,
листки бумаги.
Актуализация
знаний учащихся.
— Давайте
вместе вспомним ситуации, которые происходили с вами дома, в школе, на улице и
приводили к разногласию, спору, и попробуем определить, что такое конфликт. Как
вы его понимаете?
—
Какие чувства у вас возникают при слове
«конфликт»?
Работа
по теме занятия.
Работа со словарём.
—
Откройте словари и прочитайте значение
слова «конфликт», «компромисс».
—
Итак, слово конфликт
в
переводе с латинского означает «столкновение», а с точки зрения психологии,
конфликт — явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий,
взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Компромисс
—
это выход из конфликта путём взаимовыгодных уступок.
Беседа.
—
Назовите возможные причины конфликтов.
Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации? Бывают ли у вас конфликты
с родителями?
В
чём их суть? Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе, с
друзьями и учителями, в семье?
Упражнение «Алфавит
эмоций».
Работа в группах.
Необходимо
записать названия эмоций и чувств, возникающих во время конфликта, в алфавитном
порядке (см. табл. 1). После выполнения упражнения заполненные таблицы
обсуждаются всем классом.
Таблица
1
|
А —
|
M -
|
Б -
|
Н —
|
В -
|
О -
|
Г — гнев
|
П —
|
д-
|
Р —
|
Е — ехидство
|
С -
|
Ж -
|
Т — тревога
|
3 -
|
У — удивление, уверенность
|
И -
|
Ч -
|
К — кичливость
|
X -
|
Л — любование
|
Я — ярость
|
Упражнение «Снежинки».
Учащимся
раздаются одинаковые листы бумаги, и дети по заданному алгоритму выполняют
действия.
—
Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам. Опять оторвите правый
верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И опять оторвите правый верхний угол.
Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её
вверх).
—
Почему все снежинки получились разными?
—
Каждый из нас — индивидуальность. У нас
разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты. В какой-то
мере конфликты даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста
личности, иначе может наступить застой.
Работа в группах.
Каждая
группа получает описание конфликта и задание: найти компромиссное решение,
чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
1.
После школы ты часто сидишь в интернете.
Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не успеваешь вовремя сделать
уроки и ложишься спать поздно. Из-за этого у тебя возникают конфликты с
родителями.
2.
Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители
не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
3.
Учитель при всех после звонка требует у
тебя контрольную работу, которую ты не выполнил до конца. Ты начинаешь что-то
объяснять..., но слышишь в ответ следующую фразу: «Время на выполнение работы
закончилось! Ты обязан всё успевать!»
4.
На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник,
попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него
звонить, из-за чего и возник конфликт.
5.
Ты любишь в выходной день послушать громкую
музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними
часто возникают конфликты.
—
Давайте подумаем, как можно избежать конфликта.
(Обсуждение.)
Слайд 1. Способы разрешения конфликтной ситуации.
1.
Избегание (уклонение) от конфликта —
ввиду слабости применяется нередко тогда, когда потенциальный проигрыш в
конкретном конфликте значительно выше, чем моральные издержки, связанные с
«бегством».
2.
Компромисс — оппоненты стремятся найти
решение, которое будет основано на взаимных уступках.
3.
Приспособление — человек действует, ориентируясь
на поведение других людей, при этом не стремясь отстаивать собственные
интересы.
4.
Соперничество — когда личность довольно
активна и намерена двигаться к разрешению конфликтной ситуации, желая
удовлетворить в первую очередь свои собственные интересы, зачастую в ущерб
интересам других людей.
5.
Сотрудничество — стремится разрешить конфликт
в угоду своим интересам.
Слайд 2. Основные приёмы, необходимые для
предотвращения конфликта.
Не
отвечайте на агрессию агрессией.
Не
оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом.
Дайте
возможность оппоненту высказаться.
Старайтесь
выразить своё понимание в связи с возникающими у оппонента трудностями.
Не
делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов.
Предложите
оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
Слайд 3. Алгоритм разрешения конфликта.
1-
й шаг.
Почему? — Узнать, почему участники конфликта хотят того, чего они хотят.
2-
й шаг.
Зачем? — Установить потребности участников, а не только их цели.
3-
й шаг.
Как? — Каковы варианты решения?
4-
й шаг.
Что? — Какое из решений устроит всех?
Закрепление
изученного.
Упражнение «Ответ с
улыбкой».
—
Можно обойти конфликт, если ответить
улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда
приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй,
остроумной шуткой).
—
Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться,
пошутить, не дать спору стать конфликтом, найти компромисс.
Ситуация
1. Вам очень
смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с
улыбкой). Что скажете?
Ситуация 2.
В автобусе ты нечаянно наступила (наступил) на ногу рядом стоящему
однокласснику. Твои действия?
Подведение
итогов. Рефлексия.
Чтение
высказываний и пояснение их смысла.
s
Плохой мир лучше хорошей ссоры.
S
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним.
s
Плохо, когда в споре человек слышит только себя, но ещё хуже, когда он не
делает даже этого.
S
Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.
s Каждую минуту,
когда вы конфликтуете с кем- то, вы теряете 60 секунд счастья, которое вы никогда
не вернёте.
Комментарии
Отправить комментарий